Воспитание

Если ребенок боится купаться

Часто бывает, что ребенок боится купаться. Это психологический страх боязни воды, у всех он проявляется по разному, одни детишки с удовольствием плескаются в ванной, но при виде большого водоема, речки или пруда наотрез отказываются заходить в воду. Другие малыши плачут даже при виде наполненной ванны.

Что же делать, если ваш ребенок боится купаться. Нужно ли его заставлять или можно пойти на компромисс?

Новорожденные дети не боятся воды, так откуда же берется у них этот страх впоследствии? Ребенка начинают приучать к воде с первых дней его жизни, и дальнейшее его отношение к купанию зависит только от взрослых.

Как приучать ребенка к водным процедурам

  • С первой водной процедуры взрослый, купающий ребенка, должен быть очень внимателен: бережно и крепко держать малыша в детской ванночке, не совершая резких движений, чтобы не напугать кроху.
  • Следить, чтобы вода не попала ему в глазки, не создавала никакого дискомфорта.
  • Важно контролировать температуру воды (для новорожденного она должна быть 36-38 градусов).
  • Если ребенка с самого рождения купали бережно и регулярно, у него нет причин бояться воды.

Если ребенок боится купаться

1. Если же вы, вдруг, заметили, что малыш стал отказываться от традиционного вечернего купания в ванне – не желает мыть голову, громко плачет и кричит, если вы настаиваете на этом, то первым делом попытайтесь вспомнить, что же такое могло произойти в предыдущие дни во время купания. Может быть, вода была слишком холодной или горячей, малыш поскользнулся в ванне, нахлебался воды, или шампунь попал ему в глаза?  Отыскав возможную причину, предотвратите ее, как можно скорее, чтобы следующая водная процедура уже проходила в комфортных для ребенка условиях. Постелите в ванну специальный резиновый коврик на присосках, контролируйте температуру воды с помощью водного термометра, пользуйтесь специальными шампунями для малышей, не вызывающих слез при попадании в глаза и т.д.

2. Если ребенок слишком сопротивляется принятию ванны, сделайте перерыв в водных процедурах на несколько дней, чтобы он успокоился. Или предложите ребенку только помыть ножки.

3. Налейте воду в таз, в нем помещается гораздо меньший объем воды, чем в ванне и ребенок должен согласиться на эту процедуру. Повторите ее несколько дней подряд, не настаивая на приеме ванны, а потом просто поставьте таз в ванну, предложив ребенку сесть на бортик ванны и опустить в него ножки. Объясните ему, что так расплескавшаяся вода не выльется на пол и вам не придется вытирать лужи. В следующий раз уже наберите немного воды в саму ванну. Предложите малышу, также сидя на бортике, помыть только ножки. Скажите, что таз занят бельем и потому сегодня придется помыть ножки в ванной, но это не страшно, ведь водички там совсем мало, почти как в тазу.

4. А при последующем купании уже предложите ребенку сесть в неполную ванну, предварительно прикрепив на дно резиновый коврик на присосках. Потрогав воду, скажите: «Хорошая водичка, теплая, приятная! Садись, на коврик, на нем сидеть удобно», – и покажите ребенку новую игрушку для воды. Она привлечет его внимание и заставит забыть о страхах. Увлекайте малыша игрой и позвольте ему выйти из воды сразу, как только он того захочет. Постоянно подкрепляйте доверие малыша, которым он к вам проникся, на протяжении всех водных процедур.

5. Все ваши действия должны быть объяснены малышу, особенно, если он чего-то боится. Ни в коем случае нельзя молча хватать ребенка, ставить ногами в таз или усаживать в ванну, настаивая на своем без объяснений, или совершать какие-либо действия насильно. Так страх ребенка перед водой только усилится, и в дальнейшем вы будете избавляться от него уже в кабинете психолога или психотерапевта. Сейчас ваша задача – восстановить доверие ребенка к водным процедурам, и произойти это должно через доверие к вам! Поэтому, если вы пообещали ребенку, что не будете лить ему на голову воду из душа – не лейте. Обещали, что он только постоит в ванне и не будет в нее садиться – подтверждайте сказанное делами.

6. Проговаривайте вслух и чувства малыша, и свои намерения. Например, так: «Ты испугался водички. Что тебе не понравилось, как она лилась с твоей головы? Давай сделаем напор воды в душе меньше. Смотри, вот краник, сейчас мы его покрутили, и водичка льется меньше, видишь? Так не страшно? Можно я теперь полью водичку тебе на головку? Я прикрою твои глазки своей рукой, вот так. А теперь сам полей на себя водичку, смывай шампунь. Молодец! Правда, не страшно? Ты умница!».

7. Превратите процедуру намыливания в приятный процесс: ласково потрите малыша мягкой губкой, следите за тем, чтобы брызги не попадали ему в лицо, позвольте ему намылить себе животик и ножки, потереть мочалкой свои игрушки.

8. Играйте с ребенком во время купания игрушками, предназначенными для воды, сделайте так, чтобы малыш усвоил: купаться интересно и весело.

Если малыш не хочет садиться в ванну с водой

  • Наберите неполную ванну воды (по щиколотку или по колено ребенку), бросьте в нее игрушки, предназначенные для игр в воде. Попросите ребенка стать ножками в воду (на резиновый коврик), чтобы поиграть игрушками стоя.
  • Если малыш отказывается даже стоять в ванне, налейте в нее совсем немного воды, бросьте туда игрушки и скажите, что они непослушные – вы им не разрешали принимать ванну, а они сами туда прыгнули. Предложите ребенку: «Давай я поставлю тебя в ванну, а ты быстренько соберешь их и бросишь мне в таз, а я сразу же вытащу тебя из ванны». Повторяйте данную процедуру каждый день, постепенно увеличивая объем воды в ванне и время пребывания в ней ребенка, пока не увидите, что малыш чувствует себя в воде уверенно.
  • Когда малыш собирает игрушки со дна ванны и по одной бросает в таз, вы по одной выбрасывайте назад в ванну, приговаривая при этом: «рыбка решила прыгнуть обратно в воду, думает, что ты ее не поймаешь!».
  • Поиграйте с малышом в «водное царство»: набросайте в ванну игрушечных рыбок и придумайте для него сказку, в конце которой рыбки похвалят его за смелость и пригласят его каждый вечер принимать ванну.

Если малыш боится мыться под душем

  • Некоторое время не используйте душ, пусть ребенок принимает ванну, играя в воде и получая удовольствие от этого.
  • Предложите ему включать и выключать душ самостоятельно, направляя его себе на ножки. Пусть малыш поиграет душем – обольет свои игрушки на дне ванны, потопит кораблик, плавающий в воде, пусть научится им пользоваться и поймет, что он не опасен.
  • Перед тем, как включить душ, сообщите малышу об этом, объясните, что водичка не будет сильно брызгать, потому что вы открутите кран чуть-чуть.
  • Перед тем, как направить душ на малыша, предложите ему попробовать водичку рукой и сказать вам – теплая ли она, можно ли поливаться ею. Лейте воду на малыша по чуть-чуть, отводя душ на несколько мгновений в сторону. Сразу закройте воду, как только малыш начнет сопротивляться.

Категорически нельзя насильно усаживать ребенка в воду или насильно поливать его душем; стыдить ребенка за страх воды и высмеивать его за это; шантажировать («если ты будешь купаться, значит, ты хороший мальчик, получишь за это конфетку»). Шантаж не избавит ребенка от страха, а лишь убедит его в том, что он плохой и не заслуживает конфеты. Таким образом, к боязни воды добавится чувство вины и комплекс неполноценности.

Итак, дорогие родители, вы узнали, как при помощи несложных приемов можно превратить купание малыша в удовольствие. Психологическая боязнь воды проявляется у каждого ребенка по-разному, и родители должны иметь терпение для того, чтобы обычные страхи малыша не переросли в более серьезную психологическую травму. 

Подготовила Оксана СтазИ

Tags
Show More

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close